Антикоррупционная политика
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
ООО Концерн «Аксион»
1. Общие положения
Антикоррупционная политика ООО Концерн «Аксион» (далее – предприятие) разработана во исполнение Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ), актов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять методическое обеспечение в сфере противодействия коррупционным нарушениям, распорядительных документов Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», АО «Корпорация «Московский институт теплотехники» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Антикоррупционная политика (далее – Политика) определяет базовые принципы и требования по соблюдению работниками ООО Концерн «Аксион» и иными лицами, действующими от имени предприятия, положений антикоррупционного законодательства и является основой для разработки регламентирующих и методических документов в части, обеспечивающей антикоррупционную направленность этих документов.
Политика применяется при осуществлении предприятием планирования, регламентации, контроля исполнения, выработки и принятия корректирующих мер и иных управляющих воздействий во всех сферах деятельности, содержащих риски коррупционных правонарушений.
2. Термины и определения
Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Предупреждение коррупции - деятельность предприятия, ее должностных лиц и работников, направленная на формирование корпоративной культуры, создание организационной структуры, установление правил и процедур, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.
Коррупционное проявление – противоправное виновное деяние (действие или бездействие), обладающее признаками коррупции, за которое законодательством установлена дисциплинарная, уголовная, гражданско-правовая или административная ответственность.
Коррупционные риски – риски совершения коррупционного правонарушения должностным лицом, работником, представителем предприятия или иным лицом, действующим от имени и/или в интересах предприятия.
Антикоррупционная оговорка – раздел договоров, соглашений, контрактов предприятия, устанавливающий обязательства сторон по предотвращению совершения коррупционных правонарушений при исполнении договоров, соглашений, контрактов и ответственность за неисполнение указанных обязательств.
Антикоррупционная политика предприятия ООО Концерн «Аксион» – комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и противодействие коррупции в предприятии.
Антикоррупционные обязательства – согласие должностного лица/работника/представителя/контрагента предприятия на соблюдение и исполнение принципов, требований Антикоррупционной политики, в том числе обязанность не совершать коррупционные и иные правонарушения.
Антикоррупционный мониторинг – сбор, анализ и обобщение реализуемых в предприятии мер в области предупреждения и противодействия коррупции, которые могут включать, в том числе, оценку эффективности таких мер; оценку и прогноз коррупционных факторов и сигналов; анализ и оценку данных, полученных в результате наблюдения; разработку прогнозов будущего состояния и тенденций развития соответствующих мер.
Организация - юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.
Контрагент - любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым предприятие вступает в договорные отношения с установлением различного объема прав и обязанностей, за исключением трудовых отношений.
Взятка - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Коммерческий подкуп - незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).
Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Карта коррупционных рисков - справочный вспомогательный документ, содержащий сводное описание критических точек процессов, возможных коррупционных правонарушений и принятых профилактических мер.
Личная заинтересованность должностного лица/работника/представителя предприятия - возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом/работником/представителем предприятия, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо/работник/представитель предприятия, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
«Горячая линия» по вопросам противодействия коррупции – каналы связи для приема сообщений, содержащих сведения о фактах коррупции, хищения собственности предприятия, корпоративного мошенничества, недобросовестной конкуренции, конфликта интересов, иных сообщений.
Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами ("золотая акция"), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
3. Нормативное правовое обеспечение деятельности по предупреждению и противодействию коррупции
Основой нормативной правовой базы для формирования Политики является Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ, а также локальные нормативные акты Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», имеющие статус отраслевых документов по вопросам предупреждения и противодействия коррупции.
К составу документов использованной при разработке политики нормативной базы отнесены:
- Антикоррупционная хартия российского бизнеса;
- Положение об условиях и порядке реализации положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса АО «Корпорация «МИТ»;
- Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции», утвержденные Министерством труда и социальной защиты РФ 08.11.2013;
- Рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков, методические рекомендации по организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции, утвержденные приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 02.03.2016 №80;
- Приказ Генерального директора ООО «Корпорация «Аксион» от 02.08.2022 № 172 «Об утверждении антикоррупционной политики».
4. Цели и принципы Политики
4.1 Политика отражает приверженность предприятия высоким этическим стандартам и принципам открытого и честного взаимодействия, а также стремление к совершенствованию корпоративной культуры, следованию лучшим практикам корпоративного управления и поддержанию деловой репутации на должном уровне.
4.2 Основными целями Политики являются:
4.2.1 минимизация риска вовлечения должностных лиц, работников, представителей и контрагентов предприятия независимо от занимаемой должности в коррупционные правонарушения;
4.2.2 формирование у должностных лиц, работников, представителей, контрагентов предприятия единообразного понимания Политики как правового акта о непринятии коррупции в любых формах и проявлениях;
4.2.3 установление обязанности должностных лиц, работников, представителей и контрагентов предприятия знать и соблюдать ключевые нормы антикоррупционного законодательства, применимые требования Политики.
4.3 Политика предприятия основана на следующих принципах:
4.3.1 принцип неприятия коррупции в любых формах и проявлениях;
4.3.2 принцип соответствия Политики предприятия действующему законодательству и общепринятым нормам;
Настоящая Политика соответствует Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, применимым к предприятию.
4.3.3 принцип личного примера руководства;
Ключевая роль руководства предприятия в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутри организационной системы предупреждения и противодействия коррупции.
4.3.4 принцип информированности и вовлеченности работников;
Работники предприятия регулярно информируются о положениях антикоррупционного законодательства и активно участвуют в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
3.3.5 принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции;
На предприятии разрабатываются и выполняются мероприятия, позволяющие снизить вероятность вовлечения предприятия ООО Концерн «Аксион», ее должностных лиц, работников, представителей и контрагентов в коррупционную деятельность;
4.3.6 принцип эффективности антикоррупционных процедур;
На предприятии применяют такие антикоррупционные мероприятия, которые обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.
4.3.7 принцип ответственности и неотвратимости наказания;
Неотвратимость наказания для должностных лиц/работников/представителей предприятия вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений, а также персональная ответственность руководства предприятия за реализацию Политики.
4.3.8 принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга;
На предприятии регулярно осуществляется мониторинг эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.
5. Область применения Политики
5.1 Действие Политики распространяется на должностных лиц и работников предприятия, находящиеся с ними в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Политика распространяется также на лиц, действующих от имени предприятия по Доверенности (представителей) и на лиц, выполняющих для предприятия работы или предоставляющие услуги на основе гражданско-правовых договоров.
5.2 Обязанности должностных лиц/работников/представителей предприятия в связи с предупреждением и противодействием коррупции:
5.2.1 не совершать и не участвовать в совершении коррупционных правонарушений;
5.2.2 воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как намерение или готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения;
5.2.3 незамедлительно информировать лицо или подразделение, ответственное за профилактику коррупционных правонарушений на предприятии, либо незамедлительно сообщить на «Горячую линию» по вопросам противодействия коррупции:
а) о случаях склонения должностного лица/работника/представителя к совершению коррупционных правонарушений;
б) о ставшей известной должностному лицу/работнику/представителю информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами предприятия или иными лицами;
5.2.4 сообщать лицу или в подразделение, которое отвечает за профилактику коррупционных правонарушений на предприятиях Корпорации «Аксион» о возможности возникновения у должностного лица/работника/представителя предприятия конфликта интересов либо о возникшем конфликте интересов.
5.3 Исходя из положений статьи 57 ТК РФ по соглашению сторон в трудовой договор, заключаемый с работником при приеме его на работу на предприятие, а также в случае заключения дополнительного соглашения к трудовому договору при переводе работника, могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные Политикой.
5.4 Руководство предприятия должно формировать этический стандарт непримиримого отношения должностных лиц и работников к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением.
5.5 Предприятие разрабатывает и внедряет антикоррупционные процедуры.
5.6 Предприятие проводит ежегодное ознакомление с требованиями Политики своих работников, размещает ее в свободном доступе на официальном сайте в сети «Интернет», открыто заявляет о неприятии коррупции, приветствует и поощряет соблюдение принципов и требований Политики всеми работниками и иными лицами.
Предприятие содействует повышению уровня антикоррупционной культуры путем информирования и систематического обучения работников в целях поддержания их осведомленности в вопросах Политики.
5.7 Предприятие осуществляет мониторинг внедренных процедур по предотвращению коррупции, контролирует их соблюдение, а при необходимости пересматривает и совершенствует их.
6. Оценка коррупционных рисков
6.1 Оценка коррупционных рисков проводится на основе Методических рекомендаций Минтруда России по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций.
6.2 Оценка коррупционных рисков проводится в целях определения бизнес-процессов и деловых операций, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками предприятия коррупционных правонарушений в целях личной выгоды.
6.3 Предприятие разрабатывает и утверждает своими приказами комплекс мер по устранению и минимизации коррупционных рисков и устанавливает следующий порядок проведения их оценки:
- описание возможных коррупционных правонарушений (характеристика имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) или имущества, которое может быть получено при совершении коррупционного правонарушения);
- подготовка и утверждение карты коррупционных рисков;
- формирование, разработка и утверждение перечня коррупционных функций и перечня должностей, связанных с высоким коррупционным риском;
- установление специальных антикоррупционных процедур и требований.
7. Аудит и контроль
7.1 В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» на предприятии осуществляется внутренний контроль хозяйственных операций.
Система внутреннего контроля предприятия способствует профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в их деятельности. При этом наибольшую важность представляет реализация таких задач системы внутреннего контроля и аудита как обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия и обеспечение соответствия деятельности требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов.
7.2 Предприятием на регулярной основе проводится внутренний аудит финансово-хозяйственной деятельности, контроль за полнотой и правильностью отражения данных в бухгалтерском учете и соблюдением требований антикоррупционного законодательства и внутренних нормативных документов, в том числе принципов и требований, установленных Политикой.
7.3 В рамках процедур внутреннего контроля на предприятии осуществляются проверки ключевых направлений деятельности, включая выборочные проверки законности осуществляемых платежей, их экономической обоснованности, целесообразности расходов, в том числе на предмет подтверждения первичными учетными документами и соответствия требованиям Политики.
7.4 Предприятие оказывает содействие государственным органам в ходе проведения внешних контрольно-надзорных проверок, принимает своевременные и достаточные меры по устранению выявленных недостатков и нарушений.
8. Подарки и представительские расходы
8.1 Подарки, которые должностные лица/работники/представители от имени предприятия могут предоставлять другим лицам и организациям, либо которые должностные лица/работники/представители в связи с их работой на предприятии, могут получать от других лиц и организаций, а также представительские расходы, в том числе, расходы на деловое гостеприимство и продвижение предприятия, которые работники и иные лица могут нести, должны соответствовать одновременно указанным критериям:
- быть прямо связаны с законными целями деятельности предприятия;
- быть разумно обоснованными, соразмерными и не являться предметами роскоши;
- не создавать репутационных рисков для работников предприятия и иных лиц в случае раскрытия информации о подарках или представительских расходах;
- не противоречить принципам и требованиям федерального законодательства, Политики и иных локальных актов предприятия.
8.2 Не допускаются подарки от имени предприятия, их должностных лиц, работников или представителей, третьим лицам в виде наличных или безналичных денежных средств, или их эквивалента в любом выражении.
9. Участие в благотворительной деятельности
Предоставление благотворительной помощи осуществляется предприятием исключительно в рамках действующего законодательства РФ в общеполезных целях.
10. Участие в политической деятельности
Предприятие не финансирует политические партии, организации и движения, отдельные политические фигуры в целях получения коммерческих преимуществ или общего покровительства.
11. Взаимодействие с государственными и муниципальными служащими
Предприятие воздерживается от оплаты любых расходов за государственных и муниципальных служащих Российской Федерации, должностных лиц международных организаций и их близких родственников (или в их интересах) в целях получения коммерческих преимуществ или общего покровительства, в том числе расходов на транспорт, проживание, питание, развлечения, рекламу или получения ими за счет предприятия иной выгоды.
11.1 Должностные лица/работники/представители предприятий Корпорации «Аксион» должны воздерживаться от любых предложений, принятие которых может поставить государственного или муниципального служащего в ситуацию конфликта интересов.
11.2 Предприятием принимаются меры, направленные на недопущение привлечения к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 19.28 КоАП РФ, где в том числе установлен запрет на:
- передачу, предложение или обещание от имени и в интересах предприятия государственному или муниципальному служащему, должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного служащего действия (бездействия), связанного с занимаемым им служебным положением;
- предложение, передачу и попытки передачи должностным лицам, осуществляющим государственный (муниципальный) контроль, государственный надзор, подарков, дарение которых запрещено применимым законодательством.
12. Взаимодействие с должностными лицами, работниками и представителями.
12.1 Предприятие требует от своих должностных лиц, работников, представителей и лиц, выполняющих для них работы или оказывающих им услуги на основании гражданско-правового договора, соблюдения Политики, информируя их о ключевых принципах, требованиях и санкциях за ее нарушение.
12.2 Предприятие обеспечивает безопасные, конфиденциальные и доступные для должностных лиц/работников/представителей средства информирования руководства предприятия и/или лица, ответственного за профилактику коррупционных правонарушений на предприятии, о фактах коррупционных проявлений со стороны третьих лиц. Предприятие приветствует предложения по улучшению антикоррупционных процедур и контроля.
12.3 Для формирования надлежащего уровня антикоррупционной культуры с вновь трудоустроенными работниками предприятия, руководителями подразделений проводится вводный инструктаж по положениям Политики и связанных с ней документов.
12.4 Любой работник предприятия или иное лицо, в случае появления обеспокоенности или сомнений в правомерности своих действий, либо действий/бездействия других работников, должностных лиц, представителей, контрагентов или иных лиц, которые взаимодействуют с предприятием, может сообщить о своей обеспокоенности или сомнениях своему непосредственному руководителю, лицу, которое отвечает за профилактику коррупционных правонарушений на предприятии. Предприятие дополнительно обеспечивает работникам и любым другим лицам возможность выразить указанную обеспокоенность или сомнения через каналы связи, организованные специально для сообщений о коррупционных правонарушениях (например, через «Горячую линию» по вопросам противодействия коррупции или через ящики приёма письменных обращений, которые размещены на территории предприятия).
13. Взаимодействие с третьими лицами
13.1Предприятию и его должностным лицам/работникам/представителям запрещается привлекать или использовать посредников, партнеров, контрагентов, агентов или иных лиц для совершения каких-либо действий, которые противоречат принципам и требованиям Политики или нормам применимого антикоррупционного законодательства.
13.2 Предприятие обеспечивает наличие процедур по проверке посредников, партнеров, контрагентов, агентов и иных лиц для предотвращения и/или выявления описанных выше нарушений в целях минимизации и пресечения рисков вовлечения предприятия в коррупционную деятельность.
13.3 В целях исполнения принципов и требований, предусмотренных в Политике, предприятие осуществляет включение антикоррупционных условий (оговорок) в договоры с посредниками, партнерами, контрагентами, агентами и иными лицами.
Антикоррупционные условия (оговорки) должны содержать сведения об общих принципах, и антикоррупционных процедурах, которые стороны должны соблюдать, и определять ответственность контрагентов за несоблюдение принципов и требований Политики.
14. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции
14.1 Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем приверженности предприятия декларируемым антикоррупционным стандартам поведения.
14.2 Предприятие гарантирует соблюдение конфиденциальности в отношении лица, уведомившего о факте коррупции, в соответствии с требованиями федерального законодательства и принимают на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих работников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения.
14.3 Сотрудничество с правоохранительными органами также проявляется в форме:
- оказания содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности предприятия по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
- оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.
14.4 Работникам предприятия в рамках своей компетенции следует оказывать поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимать необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях. При подготовке материалов и ответов на запросы правоохранительных органов к данной работе привлекаются специалисты в соответствующей области права.
15. «Горячая линия» по вопросам противодействия коррупции
В целях поддержания высокого уровня доверия к предприятию, а также профилактики и пресечения фактов коррупции на предприятии функционирует «Горячая линия» по вопросам противодействия коррупции (далее – «горячая линия»).
Обратившись по «горячей линии», работник/представитель предприятия, контрагент или любое другое лицо может в удобной для него форме, в том числе на условиях анонимности, сообщить о ставших ему известными фактах коррупционных правонарушений, конфликта интересов, нарушений положений Политики, а также о своей обеспокоенности или сомнениях в соответствии своих действий, либо действий/бездействия других работников, должностных лиц, представителей, контрагентов или иных лиц, которые взаимодействуют с предприятием, принципам и требованиям Политики.
Контакты «горячей линии» размещаются на официальном сайте предприятия в сети Интернет, на информационных стендах и в иных общедоступных местах.
Также информацию о фактах коррупции можно сообщить, направив письменное обращение на электронный адрес, на почтовый адрес или через ящики приёма письменных обращений, которые размещены на территории предприятия.
16. Отказ от ответных мер и санкций
Предприятие заявляет о том, что ни один их работник/представитель не может быть подвергнут санкциям (в том числе уволен, понижен в должности, лишен стимулирующих выплат), если он сообщил о предполагаемых или известных ему действиях/бездействии любых работников предприятия или иных лиц, взаимодействующих с предприятием, которые противоречат законодательству о противодействии коррупции или положениям Политики, включая, помимо прочего, случаи, когда такой работник/представитель отказался дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп или оказать посредничество во взяточничестве.
17. Рассмотрение информации о фактах коррупционных правонарушений и иных нарушениях Политики
Лицо или подразделение, отвечающее за профилактику коррупции на предприятии, обеспечивает рассмотрение и тщательную проверку информации об имеющихся или предполагаемых фактах коррупционных правонарушений или иных нарушений положений Политики, которую предприятие получает по любым каналам связи, включая, помимо прочего, сообщения, поступающие на «горячую линию», сообщения, доводимые до сведения лица или подразделения, отвечающего за профилактику коррупции на предприятии, информацию, полученную в результате проведения внутреннего контроля или внешнего аудита предприятия.
Предприятие внедряет необходимые процедуры, принимает необходимые локальные нормативные акты, наделяет лиц, проводящих проверку, всеми необходимыми полномочиями и ресурсами, в том числе, независимостью от любых других должностных лиц и подразделений предприятия, для проведения указанных проверок.
В соответствии с правилами и процедурами, определяемыми предприятием, результаты таких проверок доводятся до сведения и рассмотрения руководства предприятия и по итогам рассмотрения таких результатов принимаются решения, обеспечивающие выполнение требований Политики (включая, например, решения об усовершенствовании мер профилактики и противодействия коррупции на предприятии, о применении мер дисциплинарной ответственности к лицам, совершившим коррупционные правонарушения).
18. Внедрение стандартов поведения работников предприятия
В целях внедрения антикоррупционных стандартов поведения среди работников предприятия устанавливаются общие правила и принципы поведения, затрагивающие этику деловых отношений и направленные на формирование этичного, добросовестного поведения работников в целом.
Такие правила и принципы поведения закрепляются в Кодексе корпоративной этики предприятия.
19. Мониторинг, предотвращение и урегулирование конфликта интересов
В целях ограничения влияния частных интересов, личной заинтересованности работников на реализуемые ими трудовые функции, принимаемые деловые решения, предприятие осуществляет меры по выявлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов:
- устанавливает для работников предприятия антикоррупционные стандарты;
- устанавливает различные виды раскрытия конфликта интересов (при приеме на работу, при назначении на должность, по мере возникновения ситуаций конфликта интересов);
- определяет лиц, ответственных за прием сведений о возникающих конфликтах интересов;
- определяет типовые ситуации и предлагает способы решения конфликта интересов;
- разрабатывает и принимает нормативные акты, устанавливающие порядок выявления и урегулирования ситуаций конфликта интересов, возникающих у работников предприятия в ходе выполнения ими трудовых функций.
20. Должностные лица, ответственные за реализацию Политики
20.1 Ответственным за реализацию всех мероприятий, направленных на противодействие коррупции предприятия, и обеспечивающим контроль за реализацией настоящей Политики является руководитель предприятия. Исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры предприятия, руководителем предприятия определяются подразделения (должностные лица), ответственные за реализацию настоящей Политики.
20.2 Основные обязанности лиц, ответственных за реализацию Политики:
- подготовка и контроль за реализацией мероприятий Плана по противодействию коррупции, разрабатываемого в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства;
- подготовка рекомендаций для принятия решений по вопросам противодействия коррупции;
- подготовка предложений, направленных на устранение причин и условий, порождающих риск возникновения коррупции;
- разработка и представление на утверждение проектов правовых актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции;
- проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками предприятия;
- организация проведения оценки коррупционных рисков;
- прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников предприятия к совершению коррупционных правонарушений, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами предприятия или иными лицами;
- организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников предприятия;
- оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности предприятия по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
- оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
- организация мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
- участие в организации антикоррупционной пропаганды.
20.3 Координирующая и контролирующая роли при непосредственном участии подразделений и (или) должностных лиц, ответственных за реализацию инструментов Политики, возлагается на управление экономической безопасности АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», а также иные структурные подразделения предприятия в соответствии с их полномочиями.
20.4 Предприятие принимает необходимые локальные нормативные акты и реализует необходимые административные, технические и иные меры по обеспечению независимой деятельности лиц, входящих в состав подразделения/работника, отвечающего за профилактику коррупционных правонарушений на предприятии.
21. Ответственность должностных лиц/работников/представителей предприятия за несоблюдение требований Политики.
21.1 Предприятие требует соблюдения её должностными лицами/работниками/представителями требований Политики, информируя их о ключевых принципах, требованиях и санкциях за нарушения.
Каждый работник предприятия при заключении трудового договора, а также его должностные лица и представители должны быть ознакомлены под подпись с Политикой и локальными нормативными актами, касающимися предупреждения и противодействия коррупции, изданными на предприятии.
21.2 Должностные лица/работники/представители предприятия независимо от занимаемой должности, за совершение коррупционных и иных правонарушений, а также нарушения требований настоящей Политики несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность и могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности по инициативе предприятия, правоохранительных органов или иных лиц в порядке и по основаниям предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Генеральный директор Р.И. Ижболдин